Наши Заказчики
  • banner3.jpg
  • banner4.jpg
  • banner2.jpg
  • banner5.jpg
  • banner7.jpg
  • banner6.jpg
  • banner1.jpg

Новости

27 Марта 2018
Выражаем искреннюю признательность уважаемым Заказчикам, партнерам, поставщикам за теплые поздравления с 25-летием нашей...
14 Февраля 2018
В феврале 1857 года родился выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог,основоположник...
18 Января 2018
Компания расширяет объем работ по техническому обслуживанию систем безопасности объектов федерального значения....
17 Октября 2017
Продолжается многолетнее плодотворное сотрудничество с Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры...

Наши партнеры

Проектирование ИТСО. Особенности экспертизы проектов PDF Печать E-mail
Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, технический директор ООО "Группа компаний"Охрана", кандидат технических наук, доцент   


article8

Проектная документация на создание, реконструкцию, капитальный ремонт объектов утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом (статья 49), застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.12.2005 № 210-ФЗ проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком только при наличии положительного заключения государственной экспертизы. 





 

Государственная экспертиза проектной документации не проводится для следующих объектов:
– отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства); 
– жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); 
– многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования; 
– отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (в соответствии с положениями Федерального закона от 4.12.2007 № 324-ФЗ); 
– отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (в соответствии с положениями Федерального закона от 4.12.2007 № 324-ФЗ). 

Кроме того, государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей характеристик надежности и безопасности объектов. 
В настоящее время в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 791 «О формировании реестра типовой проектной документации и внесении изменений в некоторые постановления правительства Российской Федерации» создается реестр типовых проектов, которые рекомендуются для массового повторного применения при создании объектов капитального строительства с привлечением средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов. 
Формирование и ведение реестра, а также его размещение на официальном сайте обеспечивает Министерство регионального развития Российской Федерации. 
Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации установлен постановлением правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». 
При отсутствии требований прохождения государственной экспертизы заказчик для оценки соответствия проектной документации требованиям технических регламентов имеет право направить проектную документацию на негосударственную экспертизу. 
Порядок организации и проведения негосударственной экспертизы определяется постановлением правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1070 «О негосударственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий». Негосударственная экспертиза проектной документации проводится аккредитованными организациями на основании договора. Негосударственная экспертиза может проводиться в отношении проектной документации любого объекта капитального строительства (отдельного этапа строительства, реконструкции, капитального ремонта), в том числе объекта, проектная документация которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит обязательной государственной экспертизе. 
Предметом государственной экспертизы является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов. 
Предметом негосударственной экспертизы является оценка соответствия проектной документации: 
– техническим регламентам (в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности); 
– результатам инженерных изысканий; 
– установленным сметным нормативам – в части оценки сметной документации, разработанной в составе проектной документации; 
– градостроительным регламентам; 
– градостроительному плану земельного участка; 
– национальным стандартам и стандартам организаций; 
– заданию на проектирование. 
Срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но в соответствии с положениями Федерального закона от 31.12.2005 № 210-ФЗ не должен превышать три месяца, а для некоторых объектов – 45 дней. Срок проведения негосударственной экспертизы определяется условиями договора заказчика с аккредитованной организацией. 
В составе проектной документации на экспертизу предъявляются разделы по инженерным сетям, в том числе системам безопасности. 
Как правило, проектные решения по построению систем безопасности представлены в разделе 5 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений», разделе 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», разделе 12 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами». 
Наиболее полно при проведении экспертизы проверяется раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства». Основным нормативным документом при проверке сметной документации является постановление правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета». 
При проверке смет на создание систем безопасности обычно возникают вопросы о правомерности выбора оборудования, особенно если применено оборудование не из нижнего ценового диапазона. Целесообразно в прилагаемых документах представить письменное согласование заказчиком применяемого оборудования. 
Кроме того, применение отдельных видов специального оборудования, марок кабеля, способов прокладки должно быть обосновано в соответствующих разделах пояснительной записки проекта. 
В настоящее время Главгосэкспертиза требует представлять в проектной документации подробную спецификацию с указанием длин кабелей, а также структурные схемы систем с детализацией расположения всего применяемого оборудования. 
Для разработки таких документов фактически необходимо разработать полный комплект рабочей документации, кроме кабельных журналов. Этот объем работ необходимо учитывать при разработке проектной документации с представлением ее на государственную экспертизу. 
При строительстве ведомственных объектов, если проектная документация на объект в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса не подлежит государственной экспертизе, как правило, проводится ведомственная экспертиза проектной документации. 
Ведомственная экспертиза проектной документации обычно проводится в соответствии с требованиями ведомственных нормативных документов. Например, в ОАО «Газпром» – на основании требований стандарта СТО Газпром 2-2.1-031-2005 «Положение об экспертизе предпроектной и проектной документации в ОАО «Газпром». 
Для ускорения прохождения экспертизы разрабатывается и утверждается типовая проектная документация. Например, в ОАО «Газпром» разработан и применяется отраслевой стандарт СТО Газпром 2-1.4-186-2008 «Унифицированные проектные решения по комплексам ИТСО и САЗ объектов ОАО «Газпром». 
При проведении экспертизы проектной документации может осуществляться оперативное внесение изменений в проектную документацию в порядке, установленном договором на проведение экспертизы. Такие изменения обычно вносятся для исправления замечаний, которые легко устранить без существенной переработки представленной документации. 
Проектная документация после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы может быть направлена повторно на государственную экспертизу. 
В случае если недостатки, послужившие основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы, можно устранить без возврата этих документов и заявитель не настаивает на их возврате, организация по проведению государственной экспертизы устанавливает срок для устранения таких недостатков. В этом случае документы, представленные на государственную экспертизу, заявителю не возвращаются. 
После доработки проектной документации необходимо представить в организацию по проведению государственной экспертизы часть проектной документации с внесенными изменениями и справку с описанием внесенных изменений. Справка должна достаточно полно описывать внесенные изменения, чтобы ускорить работу эксперта с вновь представленной документацией. 
Экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит та часть проектной документации, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза. 
В случае если после проведения первичной государственной экспертизы в законодательство Российской Федерации внесены изменения, которые могут повлиять на результаты государственной экспертизы, экспертной оценке при проведении повторной экспертизы может быть подвергнута проектная документация в полном объеме. 
Это особенно актуально для проектной документации, предъявляемой на повторную экспертизу после продолжительного срока коррекции проектной документации. Тем более что в настоящее время идет процесс разработки новой нормативной документации в области проектирования. 
Как государственная, так и негосударственная экспертиза проводится за плату. Размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и порядок ее взимания устанавливаются постановлением правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Стоимость проведения экспертизы рассчитывается в процентном отношении к стоимости проектной документации с учетом коэффициента сложности проектной документации и коэффициента инфляции. 
За проведение повторной государственной экспертизы также взимается плата. Стоимость повторной экспертизы составляет 30% от стоимости первичной государственной экспертизы. 
Стоимость проведения негосударственной экспертизы проектной документации определяется условиями договора с аккредитованной организацией. 
Затраты на проведение экспертизы проектов необходимо учесть при заключении договоров на разработку проектной документации. Как правило, проектную документацию на экспертизу представляет заказчик, он же оплачивает и проведение экспертизы.

 
190013,Санкт-Петербург,ул.Серпуховская,д.44
+7 (812) 325-53-04,      +7 (812) 712-66-24,      +7 (812) 380-33-97,     
ЫЫЫ